Ли-2.

В одной из рабочих поездок в Крутовское сельское поселение от местных жителей услышала историю о том, что в послевоенное время над Нетрубежем разразилась настоящая авиакатастрофа.

Вначале подумала, что разбился какой-нибудь кукурузник и за это время заурядная история обросла несуществующими фактами и легендами. Все-таки заинтересовавшись, решила на месте разобраться, что же случилось в то далекое время.

По прибытии в Логачевку оказалось, что очевидцев осталось, к сожалению, совсем немного, однако нет ни одного жителя села, который бы по рассказам пращуров не знал об этой трагедии. Кто-то слышал, что на борту везли людей из эвакуации, другие рассказывали, как с неба буквально сыпались деньги, что явно говорило о состоятельности пассажиров.

Что же произошло на самом деле, нам рассказал один из старожилов села Алексей Иванович Прокопов.Что же произошло на самом деле, нам рассказал один из старожилов села Алексей Иванович Прокопов.

— Точно помню, что случилось это на старый Новый год — 14 января 1946 года. Мне тогда было 16 лет, — вспоминает Алексей Иванович. — Некоторое время стояла оттепель, а в тот день сильно подморозило. Мы находились в школе, на перемене, когда услышали, как кто-то крикнул: «Самолет разбился!». Из-за холодов верхнюю одежду мы не снимали, поэтому сразу же помчались с одноклассниками в Пересекановку (именно там упал самолет, который все называли «Дугласом»).

Мы бежали и не могли поверить в случившееся, однако вскоре почувствовали резкие запахи бензина и гари. Поглядеть на рухнувшую авиамашину стремились все жители окрестностей, но самым первым очевидцем этого события была наша пионервожатая. Она шла в школу, когда услышала страшный гул и треск — это на части разваливался самолет.

Первое, что мы увидели, — левое крыло и какие-то части от двигателя. Они лежали прямо у кого-то в саду! Но самое страшное нас ждало впереди. Пройдя еще немного, мы обнаружили трупы людей, раскиданные по всему оврагу. Это было ужасное зрелище: десятка два окровавленных, разорванных на части тел мужчин и женщин. В кабине пилотов тоже ни одного выжившего. Возле сенец одной из жительниц лежал огромный мотор. Мы все удивлялись: как только он не попал в хату и не сломал ее! Говорили, что стоявшая в сарае корова упала замертво: от испуга у нее разорвалось сердце. Да и сама хозяйка долго страдала нервным расстройством.

Правое крыло самолета нашли в другом конце деревни.

Еще долго приходил в себя после увиденного: не мог ни есть, ни спать. Все думал о нелепой случайности, отправившей на тот свет несчастных пассажиров самолета. Ведь выжили во время войны, но погибли в мирное время!

Вскоре приехали люди, расследовавшие эту трагедию. Сначала хотели похоронить всех в общей могиле и поставить памятник, но потом тела увезли. Сейчас уже ничто не напоминает о том страшном дне.

Сельчане еще долго ходили по полю, искали ценные вещи, кое-кто находил деньги. Я тоже нашел пару бумажек. Тяжелое тогда время было, бедное — вот и не брезговали люди ничем: кто часы подберет, кто украшения. Части самолета тоже пригодились. Из алюминия плавили ложки и продавали их потом в соседних деревнях, чтобы хоть как-то заработать, прокормить семью. Одна семья покрыла железом от самолета сарай. А из шин делали подошву для валенок.

Нашли мы информацию об авиакатастрофе Ли-2 и в Интернете. Действительно, 14 января 1946 года самолет с бортовым номером Л4150 компании «Аэрофлот», перевозивший 17 пассажиров из Харькова в Москву, потерпел крушение близ села Нетрубеж. По официальным данным, через час и 17 минут после взлета произошло разрушение самолета в воздухе на высоте 150-200 м. Во время полета по маршруту, войдя в облачность на высоте 400-600 м, самолет подвергся интенсивному обледенению, вследствие чего потерял управление и начал стремительно падать, рассыпаясь в воздухе на части. Двадцать два человека, включая экипаж, погибли.

Раскрывая причины авиапроисшествия, следователи пришли к выводу, что таковыми могли стать погодные условия. Возлагают вину и на плохую организацию работы метеослужбы в аэропорту города Харькова. Возможно, экипаж не знал об опасности, вследствие чего не смог оперативно отреагировать на изменившиеся условия полета. 500 км не долетел Ли-2 до конечного пункта — аэропорта Внуково.

Ли-2 был военной версией пассажирского самолета ПС-84 (советским аналогом американского «Дугласа»), отличавшегося повышенной комфортабельностью, надежностью и отличными летными качествами. Во время войны стоял на вооружении дальнебомбардировочных полков и широко использовался в качестве ночного бомбардировщика.

Именно такой самолет привез в Москву акт о капитуляции Германии (полет выполнял экипаж А. И. Семенкова), а потом и Знамя Победы, которое водружали над поверженным Рейхстагом.

В послевоенные годы Ли-2 стал активно использоваться компанией «Аэрофлот», но после аварии, произошедшей в 1973 году вблизи аэропорта Ташауз, его применение в гражданской авиации прекратилось.

Ольга Титкова
Районная газета «За изобилие»
08.02.2014