Чтобы попасть в Колпну, пытливому путешественнику придётся преодолеть 120 километров от Орла и пробыть 1.5 часа в пути. Серой лентой вьётся дорога меж полей, холмов и перелесков. Чуть в стороне от дороги — два автомобиля на постаменте.

Один из них это Газ-АА, “полуторка”, как кличут её в народе. Кличка “Полуторка”, привязалась к этому автомобилю не зря, ведь грузоподъёмность у Газа-АА была 1.5 т  ( полторы тонны), от того и пошло “Полуторка”. Это был величайший автомобиль первой половины 30-х годов в СССР впервые выпущеный на Горьковском автозаводе.

“Полуторку” прозвали автомобилем-солдатом и автомобилем-труженником. Ведь неспроста. Газ-АА ( во времена 2-й мировой) плечом к плечу с советскими солдатами переодолевал все трудности военного времени и сражался за мир во всём мире. Этот автомобиль использовался: как грузовой автомобиль, перевозящий как живую силу, так и боеприпасы, был площядкой для зенитных установок и счетверенного пулемета и просто тягочём для буксировки пушек, полевой кухни и неисправного транспорта. На базе шасси Газа-АА делали множество автомобилей военного и гражданского назначения. На полуторке создавалось довоенное народное хозяйство, на полуторке восстанавливалось.

По внешнему виду Газа-АА “Полуторки” видно, что этот автомобиль послевоенного времени, об этом можно судить по её быстрой и упрощённой сборке. Крылья у послевоенной полуторки плоские, а не округлые как у довоенной, так как в военное время не было возможности выводить округлые формы крыла, а пользовались “пеньком и киянкой”. Если украдкой взглянуть на внутренности полуторки, то можно увидеть, что у неё стоит родной двигатель, о чём свидетельствуют большой маховик, картер того времени,  а на переднем мосту нет тормозных барабанов: во времена 2-й мировой войны Газ-АА упрощали как могли.

Памятник автомобилю Газ-АА «Полуторке» находится перед ООО «ПТК Колпнянское пассажирское отделение». И действительно, у кого из автомобилистов поднялась бы рука пустить его на лом. У постамента — стихи благодарных автомобилистов:

«Промокшая, озябшая.
По Ладоге петлявшая.
Тонувшая, горевшая не раз
Снаряды доставлявшая.
Детей от бед спасавшая
Полуторка, полуторка-
Машина марки Газ»

И подпись: «Автомобилю труженику от автомобилистов»

Многие люди задаются вопросом: “Интересно, для чего на памятниках к.-либо технике резиновые колеса красят белой краской?”

Вот, что по этому поводу думает автообозреватель Константин Андреев:

С 30-х по 50-е годы ХХ века была такая автомобильная мода – белые кольца на чёрных покрышках. Назывались они «флипперы» или «вайтволлы». Вообще-то они изготавливались отдельной деталью из тонкой резины и вправлялись под обод колеса при монтаже покрышки, но мода есть мода, поэтому некоторые водители, не мудрствуя лукаво, боковины шин красили белой краской.
А истоки этой моды кроются в технологии производства первых покрышек.
Когда автомобильные шины только начали делать из каучука, в исходный состав не добавляли никаких примесей, а каучук сам по себе, как известно, светлый.
Чуть позже на самых дорогих автомобилях в покрышки начали добавлять специальные «присадки»-упрочнители. Побочным эффектом их использования было почернение резины. А поскольку удовольствие это было дорогое, упрочняли только рабочую поверхность покрышек. Боковины так и оставались без примесей, из чистого каучука, то есть у обода сохранялись «белые» кольца.
Так возник образ дорогого, а значит красивого автомобиля, который и взяла на вооружение уже совершенно неприкладная мода в конце 20-х годов.

Продолжение следует…