Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: почему мы, став взрослыми, всегда с ностальгией, щемящим чувством в сердце вспоминаем о школе? Знаете, а ведь школа — это малая родина. С ней связано наше детство. Помните запах свежей краски после ремонта, первую учительницу, веселые переменки, вкуснейшие «столовские» котлеты? Здесь впервые влюбились, отсюда вышли в большую жизнь… Что ни говорите, это были счастливые годы.

Но, пожалуй, особенной является сельская школа. Это уникальный центр притяжения детей и взрослых, очаг культуры, это тропинка, с которой начинается широкий и длинный путь каждого сельского жителя.

Чем же сегодня живет она, как адаптируется в современных условиях, с какими сложностями сталкивается? Чтобы это выяснить, я приглашаю вас посетить одно из отдаленных учебных заведений нашего района — Дровосеченскую среднюю школу.

25 километров от райцентра и вот оно — красивое, обрамленное стройными туями здание. Сразу обращаешь внимание на чистоту и порядок, цветы, которые расставлены повсюду: в фойе, коридорах, кабинетах. Здесь каждый ученик встретит вас замечательным словом “здравствуйте”.

А вот и директор — Шемякина Галина Дмитриевна. Она и познакомит нас ближе со своим учебным заведением, но сначала узнаем немного о ней самой.

— Галина Дмитриевна, как получилось, что Вы связали жизнь со школой?

— В мои детские годы учитель — это было высокое слово, образец для подражания. Мы старались во всем походить на педагогов. Восемь классов я закончила в Карловской школе. Изумительными учителями были А.Г. Казакова, Е.Я. Карлова. К ним на уроки бежала с радостью, потому что знала: будет увлекательно и интересно. 9 и 10 классы заканчивала в КСШ №1. Здесь моим кумиром стала Н. Н. Коробецкая.

Пример этих уважаемых людей и повлиял на выбор профессии. Я поступила в Орловский педагогический институт на биофак. По распределению попала в Дровосеченскую школу, тогда еще восьмилетку. И здесь задержалась на целых 25 лет. Вышла замуж, воспитала двух дочерей.

— Какой же школа предстала перед молоденькой учительницей?

— Теперь даже не верится, что были такие времена, когда занимались в темных, маленьких кабинетах старого одноэтажного здания. Связи с центром не было, по грунтовой дороге в распутицу — не пройти. Основным видом транспорта был поезд Колпна-Курск, а от будки добирались пешком. Но эти неудобства скрашивались добрым, заботливым отношением людей. Моими наставниками стали директор В.Я. Баркова и завуч Г. Н. Самойлова. Они меня по-матерински опекали.

Однако все меняется. В середине 80-х годов, словно росчерком пера, изменилась и наша жизнь. В совхоз «Заря» пришел новый руководитель — Н. В. Марков. Это было золотое время для дровосеченцев. Удачное сочетание политики государства и личности руководителя, который хотел и умел претворить в жизнь поставленные задачи, преобразили село, решили многие проблемы. Появилась дорога с твердым покрытием, бурными темпами началось строительство жилья, объектов соцкультбыта. А 1 сентября 1989 года в эксплуатацию была сдана новая двухэтажная школа, получившая статус средней. Учителя старшего поколения до сих пор шутят, сравнивая случившееся с настоящей революцией, в корне поменявшей жизнь дровосеченцев, сделав ее интереснее и насыщеннее.

— Сегодня Дровосеченскую школу называют в числе лучших сельских школ района. Как удалось добиться таких результатов?

— Как говорят, без прошлого нет настоящего и будущего. Это в полной мере относится и к школе. Наши наставники, учителя-ветераны, заложили хорошую основу, и сегодняшние педагоги следуют этим традициям, приумножая их.

У нас творческий, работоспособный, сплоченный коллектив единомышленников, в основном, это молодежь, средний возраст — 35 лет. Более половины учителей — выпускники Дровосеченской школы. Работают целые семейные династии: Барковых, Самойловых, Корогодиных. Я убеждена в правоте поговорки: где родился, там и пригодился.

Учителя — постоянные участники районных и областных конкурсов. Лауреатами районного конкурса «Учитель года» стали С. А. Козлова и Е. В. Медведева. Победителем этого мероприятия в 2008 году была С. Л. Корогодина, она же является лауреатом областного этапа и победителем в номинации «Использование инновационных технологий». Лауреатом конкурса «Самый классный классный» признана Г. А. Куркина.

В 2009 году за достигнутые результаты в обучении и воспитании учащихся, реализации личностно-ориентированного образования наше учебное заведение отмечено Почетной грамотой и денежной премией Главы района В.А. Громова в размере 50 тысяч рублей. Также премией Главы района награждены и учителя — Е. В. Медведева, А. И. Авдеев, М. М. Баркова. Введение новой оплаты труда стало хорошим стимулом, дало новый толчок для развития, самореализации педагогов.

— У таких учителей должны быть соответствующие ученики…

— У нас учатся замечательные ребята: инициативные, любознательные, они любят родную школу и заботятся о ней. Принимают активное участие в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, конкурсах различного уровня, в том числе и международного. Сельская школа — это, прежде всего дети, приученные к труду. В каждой семье держат хозяйство, наверное, поэтому наши ребята занимают призовые места в конкурсах на сельхозтематику. Так, в этом году победителем областного слета производственных бригад в номинации «Оператор машинного доения» стала ученица 8 класса Козлова Ольга. Она же была участницей всероссийского этапа, проходившего в Башкирии, где достойно представила Орловщину.

Большая часть наших выпускников поступает в высшие учебные заведения. Отрадно, что в стенах школы действует профессиональная преемственность. Многие ученики выбирают педагогическую стезю. Например, Челобитчикова Ирина уже заканчивает факультет естественных наук Орловского государственного института, на третьем курсе учатся Шемякина Елена и Алехина Елена. На этих девчонок мы возлагаем большие надежды. Так что кадровые проблемы мы решаем самостоятельно.

— Понятно, что в двух словах весь воспитательно-образовательный процесс описать невозможно. Назовите основополагающие принципы педагогической деятельности в Дровосеченской школе.

— Учебный процесс строится на выявлении возможностей и способностей учащихся, их развитии. У нас каждый может проявить себя, а учителя поддержат во всех начинаниях. Стараемся идти в ногу со временем и активно внедряем инновационные методики, технологии.

Большое внимание уделяем формированию гражданско-патриотического воспитания на уроках и внеурочное время. Здесь акцент делается на тимуровскую работу. Ученики входят в состав нескольких бригад, которые помогают ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, вдовам, инвалидам, одиноким людям. В школе созданы прекрасный музей, комната боевой Славы. В этом заслуга Л. Д. Боевой — почетного работника образования, краеведа, посвятившего всю жизнь работе с детьми.

Пристальное внимание педагоги уделяют здоровому образу жизни, прививают любовь к труду. В организации внеклассных мероприятий мы активно взаимодействуем с работниками ФАПа, СДК, сельской библиотеки, районного Дома детского творчества, ДЮСШ.

— Раз уж мы коснулись учебно-воспитательного процесса, скажите, как Вы относитесь к современному изложению материалов в учебниках и методической литературе?

— Сейчас выпускают огромное количество учебных комплектов, но много — не значит качественно. Порой складывается впечатление, что пособия и учебники составляют люди, совершенно далекие от школы. Искажение фактов, загромождение материала ненужной информацией, неверное и необъективное толкование событий, грубейшие ошибки — сегодня это в порядке вещей. Я считаю, что к публикации учебников и методлитературы нужно подходить серьезно и ответственно. Надо консультироваться, прежде всего, с учителями-практиками, имеющими большой опыт работы.

— Еще одним дискуссионным вопросом является ЕГЭ. Ваше мнение: правильно ли, что мы перешли на эту форму итоговой аттестации, стоит ли ее сохранять?

— Думаю, что данная форма имеет свои преимущества. Она позволяет выпускникам без экзаменов поступать в вузы страны, в том числе престижные. Другое дело, что есть определенные недоработки, которые нужно устранять, но такую форму аттестации сохранить следует.

— Галина Дмитриевна, с какими сложностями сталкивается Дровосеченская школа, и как они решаются?

— На сегодняшний день две сложности. Первая — недостаточное государственное финансирование. К сожалению, федеральный центр активнее поддерживает городские школы, а про сельские часто забывает. Хорошо, что районная и местная власть нас не оставляют один на один с проблемами.

Благодаря поддержке Главы района В.А. Громова, отдела образования в 2003 году нашу школу подключили к газовому отоплению. Постоянную спонсорскую помощь оказывает СПК «Заря». Коллектив признателен директору сельхозпредприятия В. М. Сергееву за то, что он не остается в стороне от нужд школы. Ежегодно выделяет средства на ремонт, по льготной цене выписывает мясо и молоко, ежедневно перечисляет деньги на бензин для школьного автобуса, который доставляет учеников из отдаленных деревень. Также топливом для транспорта помогает глава поселения Н. Д. Марков.

Вторая проблема — детей становится все меньше и меньше. И пока государство будет находиться в стороне от села и смотреть издалека, оно погибнет. Вспомните, как в начале XX века воспринимали сельскую школу. Она была центральной составляющей российского уклада жизни, стратегическим резервом государства. Сельская школа всегда занимала особое место, являлась нечто большим, нежели сугубо образовательным учреждением. Многое изменилось и, увы, не в лучшую сторону.

Я внимательно слушала очередное Послание Президента России Д. А.Медведева, с которым он обратился 30 ноября к Федеральному Собранию. В нем центральными темами стали демография, защита детства, говорилось и о вопросах школьного образования. Поддерживаю замечание Президента о том, что школа сегодня не должна пичкать килограммами знаний, а должна помогать детям ориентироваться в современном мире информации. Учитель же обязан дать им инструмент самостоятельного владения знаниями. Согласна и с тем, что педагоги должны уметь обращаться с новыми технологиями не хуже учеников.

Учителей ожидают новые стандарты в работе, будут предъявляться большие требования к повышению квалификации. Неизвестное всегда пугает. Надеюсь, совместными усилиями мы сможем достойно встретить надвигающиеся перемены. Главное, чтобы школа была жива и из ее стен выходили достойные люди.

Как видите, сельская школа старается развиваться, идти в ногу со временем, отвечая новым требованиям. Здесь по-прежнему много энтузиастов, а на них, как известно, мир держится. У каждого из нас будут в жизни другие университеты, но основы знаний и личности закладывает школа. Так было, есть и, хотелось бы надеяться, будет.

Екатерина Козлова
Газета За изобилие
08.12.2010