«Домострой», обложка.

«Домострой» — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, хозяйственные и религиозные вопросы. Он наиболее известен в редакции середины XVI века (на старославянском языке), приписываемой протопопу Сильвестру. Написана книга живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

По мнению ученых, «Домострой» возник в Великом Новгороде в XV веке, во времена Новгородской республики. Текст его появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.

Исследователи отмечают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «Слов» — как славянских («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь»), так и западных («Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другие). Фактически «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.

В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако некоторые исследователи считают именно Сильвестра автором «Домостроя».

Обновленная редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшего справщиком в московской духовной типографии, а позже, в XVII веке, игуменом Карионом (Истоминым). Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.

В XIX веке из-за одиозных описаний наказания жены «Домострой» широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н. А. Бердяевым, а затем В. И. Лениным.

Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду со Святоглавом, с Великими Четьи-Минеи и другими, однако превосходит их по выразительности и образности языка.

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси, поэтому является кладезем для исследователей того времени.

Всего было четыре издания этой удивительной книги: в 1849, 1867, 1881 и 1902 годах. Один экземпляр последнего из них сохранился у отца Елены Ивановны Донских, которая работала когда-то терапевтом в районной больнице. Приблизительно в 1955 году книга была передана краеведческому музею, располагавшемуся тогда в здании райисполкома, но считалась утерянной. А в начале 2014 года она волею судьбы возвратилась в музей.

Начинается книга издания 1902 года с факсимиле Коншинского списка «Домостроя» XVI века. Далее приведены главы книги. Вот некоторые из них: «Наказание от отца к сыну», «Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу, и Кресту Христову, и святым Небесным силам, и всем святым, и честным и святым мощем и поклонятись им», «Како таинам Божиим причащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои святыни», «Како любити Бога от всея душа, тако же брата своего и страх Божии имети и память смертную», «Како детеи своих воспитати во всяком наказании и страсе божии», «Како детем отца и мати любити и беречи — и повиноватися им, и покоити их во всем», «Поучати мужу своя жена, как Богу угодити и мужу своему уноровити и како дом свои добре строити и вся домашняя порядня, и рукоделье всякое знать, и слуг учить, и самой делать».

Обложка книги, к сожалению, утеряна, но мы нашли в Интернете, как она выглядела.

Теперь каждый житель района сможет, посетив краеведческий музей, ознакомиться с этим уникальным изданием и, возможно, почерпнуть что-то для устройства собственной семейной жизни.

Наталья Рыжих, Татьяна Барсегян
Районная газета «За изобилие»
18.01.2014