Водители-операторы КДМ Н.В. Тиняков, Ю.М. Антонов и машинист катка А.И. Хорев (в центре).

Что дорога — это жизнь, знают не только ленинградские блокадники, но и все жители сельской глубинки. Когда вы живете за десятки километров не только от Орла, но и от любого последнего оплота цивилизации в виде районного центра, да если еще и бездорожьем отрезаны, то поневоле считаете, что наивысшим благом на свете является именно всесезонная надежная, качественная автодорога.

Было время, когда из Колпны и Дросково в областной центр, не утонув в грязи или не увязнув в снегу, «лишь на самолете можно (было) долететь». Теперь они стоят на добротных трассах федерального значения, так что с поездками в Орел у местных жителей проблем нет. А вот частить друг к другу в гости дросковцы и колпнянцы не спешат, так как сельская дорога, связывающая соседние районы и построенная, кстати, двадцать с лишним лет назад, пришла, что называется, в условно проезжее состояние.

«В Колпнах быть — машину бить», — отшучивались дросковские аборигены в ответ на приглашение погостить у колпнянской родни. Но пришла пора не разбрасывать, а собирать камни, не рушить, а укреплять производство, строить жилье и фермы. Вслед за финансированием национальных проектов по развитию АПК, модернизации школ и больниц федеральные и региональные органы власти нашли ресурсы и для реанимирования находившегося много лет в запустении дорожного хозяйства.

Всего месяц потребовался комплексному механизированному мобильному отряду ОГУ «Орелгосзаказчик», чтобы превратить разбитую, ни разу не видевшую хорошего ремонта автодорогу Дросково — Колпна в современную скоростную трассу с уникальным поверхностным покрытием, значительно увеличивающим срок ее службы и заметно повышающим безопасность движения. По 1-1,2 километра в день проходил отряд, оставляя за собой вместо многочисленных ям и выбоин идеально ровное асфальтобетонное полотно, сплошь покрытое мелкой гранитной крошкой.

Мы все же застали отряд на последних километрах работы. Вместе с начальником Колпнянского дорожного отдела филиала ОГУ «Орелгосзаказчик» Л.И. Ревякиным и мастером Ливенского дорожного отдела, ответственным за реконструкцию дороги Дросково -Колпна (кстати, единственной женщиной в отряде), Л.В. Шатохиной мы прошли и проехали по всему участку обустройства, беседовали с дорожниками, знакомились с новой технологией поверхностного дорожного покрытия. Десятки автомашин-самосвалов и спецмашин одновременно работали на трассе, показывая всем, какой должна быть современная автомобильная дорога. Почти по пятам за последним катком комплекса-укладчика двигалась тракторная косилка, обкашивая откосы, следом шли колпнянские дорожники с механическими косами, довершая уборку сорной растительности рядом с дорожными знаками и прочими указателями.

Кстати, здесь трудились не только ливенские и колпнянские, но и покровские, малоархангельские, должанские, новодеревеньковские, хотынецкие дорожники предприятий-отделов, входящих в общую структуру «Орелгосзаказчика».

— Сначала мы выполняем традиционный ямочный ремонт твердого покрытия, — рассказывает Л.И. Ревякин, дорожник с почти сорокалетним стажем работы, — затем полотно вновь очищается, проливается битумом. Далее на него укладывается выравнивающий слой асфальтобетона, и только потом комплексная дорожная машина западноевропейского производства и пневмокаток ведут окончательную поверхностную обработку полотна.

Все так и происходило, за небольшим исключением: ямочный ремонт дороги как начальный технологический элемент был уже завершен. Первым двигался гудронатор, поливая дорогу жидким гудроном, следом шел асфальтоукладчик, быстро пожирающий асфальтобетонную массу, которую только и успевали подвозить к нему КамАЗы-самосвалы, приписанные к самым различным районам. Свежее покрытие уплотняли идущие один за другим тяжеловесные дорожные катки.

Но это был лишь авангард отряда, подготавливающий основу под окончательную «отделку» дорожного полотна. Позади в нескольких километрах по уже остывшей, «схватившейся» дороге медленно продвигалась комплексная дорожная машина — та самая производительная «иностранка», которая и завершала поверхностную обработку дороги эмульсией для прилипания и тончайшим слоем гранитной щебенки. Целый КамАЗ украинской щебенки помещается в ее бункер-накопитель, но высокая скорость укладки уже через небольшой отрезок времени требовала остановки для загрузки очередной порции щебня. И теперь уже окончательно завершал технологическую картину шедший следом пневмокаток.

Пока в КДМ «Вольво» загружается щебень, беседуем с приписанными к отделу новых технологий «Орелгосзаказчика» водителями-операторами комплекса Н.В. Тиняковым, Ю.М. Антоновым и машинистом катка А.И. Хоревым. Все в дорожном хозяйстве не новички — специалисты высокой квалификации, так что с современной импортной техникой управляются мастерски.

— Такую дорогу оставлять после себя — одно удовольствие, — говорит Юрий Антонов. — Наконец-то и в дорожное строительство пришли новые технологии, а значит, и у нас в области, и в России в целом все же будут отличные автомагистрали.

Побывали мы в этот день еще на одной сельской дороге, ведущей из Колпны до границы с Курской областью. Это 18 километров бетонных плит с большими прорехами, уложенных более 20 лет назад. Она никогда не ремонтировалась, да и строилась, судя по сегодняшнему состоянию, из рук вон плохо. На расстоянии свыше трех километров плиты вообще то ли рассыпались в прах, то ли утонули в плохо утрамбованном основании. Даже по ее лучшему участку и в самую сухую погоду автомобили едут со скоростью не более 20 км в час, а в непогоду она и вовсе становится непроезжей. Но счастье улыбнулось жителям сел и деревень, расположенных и вдоль этой «трассы»: она тоже включена в план реконструкции на текущий год. Уже объявлен тендер на капитальный ремонт того самого разрушенного участка, сметная стоимость которого — 29 миллионов рублей. Полностью обновление дороги, которое будет также производиться по новой технологии, то есть с поверхностной обработкой полотна, планируется завершить в следующем году.

Юрий СЕМЁНОВ
Фото автора
Газета Орловская правда
14.07.2007
Колпнянский район