Есть среди нас люди, которые еще издали выделяются из общей массы. Они скромны, приветливы и любознательны. В их взгляде прослеживается что-то особое. Познакомившись с ними поближе, очаровываешься уже навсегда, да так, что при каждой новой встрече ощущаешь прилив жизненных сил и стремление что-то делать, творить. Такими свойствами личности, наверное, должен обладать настоящий учитель, ведь именно он способен вести за собой других по пути свершений. Хотя профессии у таких людей могут быть самые разные, но когда по воле случая или по стечению обстоятельств человек распознает в себе свое призвание — это великое счастье! Первая наша встреча с Мариной Николаевной Лариной произошла несколько лет назад в Доме детского творчества. Она как раз собиралась с мужем и детьми на областной конкурс «Читающая семья». Марина Николаевна очень волновалась, но в каждом ее слове чувствовалась непоколебимая уверенность в собственных силах. И не напрасно. Появившись на свет в семье ветврача и сельской учительницы, Марина с детских лет переняла от родителей ответственное и серьезное отношение к любому делу, отзывчивость к людям, умение идти вперед, несмотря на трудности.

Родом М. Н. Ларина из Свердловского района д. Алисово. Там она закончила Богодуховскую 8-летнюю школу, а потом вместе с подругами поступила в Болховское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». Профессия учителя привлекала ее с детства. Она видела как работала мама и хотела быть похожей на нее. Когда возник вопрос о выборе жизненного пути, Марина Николаевна не задумываясь ответила: «Хочу быть учителем!» Мама старалась отговорить дочь, делая упор на то, что труд педагога нелегок. Она хотела, чтобы Марина связала свою жизнь с медициной, может быть, пошла по стопам отца, но та твердо решила быть учителем. Вскоре ее и еще трех девчат из группы направили работать в Колпнянский район. Так Марина Николаевна оказалась в Ярищенском сельском поселении, где познакомилась с будущим мужем С.В. Лариным. Через некоторое время их судьбы соединились, и возникла дружная семья, в которой почти один за другим появились дети: Дмитрий и Татьяна.

— После замужества я решила продолжить учебу и поступила в Орловский государственный институт, — вспоминает Марина Николаевна. — В школе сначала вела часы русского языка и литературы, кроме того, была воспитателем группы продленного дня.

В настоящее время Марина Николаевна учит детей начальных классов и занимает должность заместителя директора по воспитательной работе. Мы решили задать ей несколько вопросов.

— Марина Николаевна, сколько в Вашем классе учеников?

— Шесть. Они все разные, очень подвижные, но учатся неплохо, активно участвуют во внутришкольных мероприятиях.

— Я знаю, что Вы очень любите читать, кто Вам привил интерес к книге?

— Чтением я увлеклась еще в школе. У нас была прекрасная учительница литературы, сумевшая привить всему классу любовь к отечественной классике. Мне навсегда запомнились ее уроки, литературные гостиные, посвященные знаменательным датам.

— Назовите Ваши любимые произведения?

— Недавно я с удовольствием перечитала рассказы Н. Лескова, Чехов мне нравится. Из современной литературы предпочитаю детективы, например, Д. Донцовой. Они читаются легко и помогают быстро отвлечься.

— Кроме чтения, есть ли у Вас другие увлечения?

— Я умею вязать на спицах, мне нравится работать с бисером, на уроках стараюсь осваивать с ребятами новые техники, такие, как «квиллинг» и модульное оригами.

— Мне известно, что Вы — прекрасная мать и талантливый педагог. Ваши дети и ученики часто занимают призовые места в районных, областных и даже всероссийских конкурсах. Как Вы добиваетесь таких хороших результатов?

— Важно все делать с энтузиазмом, в первую очередь, загореться самому, а потом увлечь и остальных. Сначала ведь любое дело кажется трудным, а потом начинаешь помаленьку что-то искать, анализировать, сопоставлять, делиться накопленными знаниями, советоваться, и все становится на свои места. В нашей школе действует производственная бригада. Ее бригадир — мой сын Дмитрий. Мы ежегодно принимаем участие в областных сельскохозяйственных конкурсах и слетах. Он на протяжении 3-х лет занимает в них первые места. В 2008 году Дима ездил в Удмуртию, а в этом году — в Башкартостан. И тогда, и в этот раз у него 5-ый результат. Неоднократно он был губернаторским стипендиатом. Четвертое место в области занял пахарь Медведев Андрей. Подготовиться к конкурсу ему помог мой муж, Сергей Владимирович — мастер производственного обучения.

— Да, у Вас неплохой учительский и творческий союз образовался!

— Ну, как Вам сказать, мы стараемся вкладывать все силы в подготовку каждого ребенка. В этом году в конкурсе «Ученик года» весь коллектив школы порадовал Колодежнов Сергей, занявший 1-ое место.

— Расскажите теперь о Вашей дочери, у которой такое звучное имя — Татьяна Ларина.

— Таня, как и я, любит рукоделие. Вышивает крестиком, бисером. Ей нравится участвовать в конкурсах по биологии. В областном конкурсе «Урожай -2010» в номинации «Полеводство» она заняла 1-ое место. Ее исследовательская работа вызвала большой интерес у членов жюри. Дочка также любит писать сочинения на различные темы и выполнять другие творческие работы.

— Марина Николаевна, когда же Вы все успеваете? Наверняка у Вас много времени уходит и на домашнее хозяйство, ведь живете — то в сельской местности?

— Хозяйство у нас, действительно, довольно-таки большое, но хлопоты и заботы о нем в основном лежат на плечах мужа. Свекровь помогает. Впрочем, здесь все, как у всех. Хотелось бы сказать несколько слов о школе. Коллектив у нас очень хороший, дружный, слаженный. Директор Т.А. Мошкина всегда помогает мне во всем и словом, и делом. Классных руководителей стоит только о чем-нибудь попросить, как сразу найдешь горячий отклик и понимание. Я люблю свою работу и уезжать никуда не собираюсь, лишь бы было кого учить. Недавно к нам вернулась многодетная семья, в которой четверо ребятишек. Есть надежда на то, что со временем что-то изменится к лучшему.

Мы живем в историческом месте. Само здание школы уникально. Когда входишь в него, то испытываешь какое-то благоговение. Из года в год мы стараемся сделать что-то новое, необычное. Обновляем, оформляем, организуем различные выставки, проводим интересные мероприятия. Жизнь ведь меняется, а вместе с нею — и мы…

— О Марине Николаевне мы можем сказать многое, — подключается к нашему разговору старшая вожатая Галина Дмитриевна Егорова, — она педагогически грамотна, эрудирована, всегда поможет и подскажет в нужный момент.

— Это человек, который нашел свое место в жизни, — говорит о ней Атаманова Ирина Александровна. — Ее целеустремленность и энергичность передаются и нам.

— Отличный педагог! — подытоживает сказанное о Марине Николаевне директор Тамара Анатольевна Мошкина. — У нее I квалификационная категория, методику и теорию она знает на «пятерку». Как завуч — ответственна. Документы у нее всегда в полном порядке. Марина Николаевна — лидер во всем, но это здоровое честолюбие. Ее любят дети, ценят коллеги, уважают родители.

Мне было приятно слушать добрые слова в адрес Марины Николаевны, потому что первое впечатление, сложившееся у меня когда-то о ней, — не обмануло.

У каждого из нас есть своя точка отсчета и своя высота, до которой нужно дойти. Но учитель — это не звание, учитель — это призвание, и его высота — это высота достижений его учеников.

Марина Карлова
Газета «За изобилие»
15.12.2010